Проектирование Победы

Перед войной промышленность СССР выпускала всего три базовые модели легковых автомобилей: ЗИС-101, ГАЗ-M1 и КИМ-10-50. Все они не являлись самостоятельными разработками, а были лишь творческим переосмыслением зарубежных образцов. Ситуация могла бы повториться и после победы над фашистской Германией, если бы с 3 по 8 февраля 1943 года в Москве, сразу после Сталинградской битвы, не прошло собрание, посвященное… послевоенным направлениям развития отечественного автопрома.

Обсуждение внешнего вида будущего легкого автомобиля 1994 год

На этом собрании присутствовали руководители, главные конструкторы и ведущие специалисты всех автозаводов. Из них только главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт представил на рассмотрение концепцию послевоенного развития модельного ряда автомобилей — практически на уровне технического задания, так как наброски будущей легковой машины ГАЗ-25 делались на Горьковском автозаводе, начиная с зимы 1941-1942.

В результате завод избежал прямого копирования заграничных аналогов и занялся проектированием собственного легкового автомобиля. Все понимали, что создается автомобиль Победы, который для миллионов советских людей будет символизировать новую мирную жизнь, и старались вложить в него как можно больше нового и необычного.

Немалая заслуга в создании внешнего вида машины Победа принадлежала ведущему конструктору кузова Александру Николаевичу Кириллову и конструктору-кузовщику (такого понятия, как «дизайнер», тогда не существовало) Вениамину Федоровичу Самойлову. У специалистов были большие сомнения в правильности выбора понтонной формы кузова. Передняя часть стала непривычно «тупой», без выдающейся вперед решетки радиатора. Полностью исчезли выступающие крылья машины и подножки.

Но, как показала жизнь, именно это решение оказалось единственно верным. Вскоре большинство легковых автомобилей в мире стало выпускаться с похожим кузовом. И «Победа» в этом ряду заняла одно из лидирующих мест! Она подкупала новизной и гармоничностью форм. Проработанная форма кузова с покатой задней частью обеспечила небывало низкое по тем временам аэродинамическое сопротивление для легкового автомобиля — коэффициент Cx примерно 0,34.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>